




1. Сальвадор Альенде Госсенс родился 6 июня 1908 года, в Вальпараисо, на юге Чили в семье, чьи предки неистово боролись против испанских колонизаторов. Его отец был удивительным человеком: с одной стороны, успешным адвокатом и нотариусом. С другой, вольнодумцем, по политическим взглядам - членом чилийской Радикальной партии.
В старших классах лицея родного города, который он закончит с отличием, Сальвадор Альенде познакомился с итальянским анархистом Хуаном Демарчи. Пожилой человек, осевший в Чили, дал ему почитать труды Маркса, которые захватили мальчишку. В лицее Сальвадор подает большие надежды: хорошо развитый физически юноша активно занимается спортом, любит лошадей и стрельбу.
2. После окончания лицея Альенде вопреки советам отца, решает не продолжить образование, а поступает добровольцем на военную службу в полк "Кирасиров" в Винья-дель-Мар в родной провинции Вальпараисо. Затем решает испытать судьбу. Сам, неожиданно для всех добровольно переводится в полк "Копьеносцев" в Такну - в полупустынную местность, северный анклав, позже переданный Перу. Впрочем, вскоре Альенде увольняется из армии офицером запаса и поступает на медицинский факультет Чилийского университета, одержимый идеей помогать беднякам. В университете он организует кружок по изучению марксизма и социалистических идей. В 1930 году его выбирают вице-президентом Федерации студентов Чили.
3. В 1933 году 25-летний Сальвадор Альенде вместе с товарищами основывает чилийскую социалистическую партию. Почти полгода он проводит в тюрьме. Медицинская карьера успешно сочетается у Альенде с политической. В 29 лет он избирается депутатом местного парламента. В 31 год становится министром здравоохранения: именно он добивается того, чтобы чилийские бедные впервые в истории страны получили широкий доступ к медицинским услугам. В 44 года Альенде баллотируется в президенты Чили, но проигрывает. Эта безуспешная попытка повторится два раза. Так, что он пошутит в своем окружении: "На моей могиле будет надпись - Здесь лежит будущий президент Чили!".
4. Альенде женился в 32 года. Его избранницей стала Ортенсия Бусси. В браке родилось три дочери: Кармен, Беатрис, Исабель. Ортенсия Бусси пережила мужа на 36 лет. Она ушла из жизни в 2009 году, спустя год после того, как в мире отмечалось столетие бывшего чилийского президента. Известная писательница 71-летняя Исабель Альенде - племянница бывшего чилийского президента. В одном из романов она в аллегорической форме рассказала о своем дяде. В книге она называет его с большой буквы - Президент. Пиночет, кстати, как и Альенде, выходец из Вальпараисо, унизительно именуется с маленькой - диктатор.
5. Многие поражались, как при всем его внешнем лоске, аристократических манерах, безупречной манере одеваться Альенде искренне и с таким напором защищает самых униженных и обездоленных. Ему бы на светский раут, а он идет в трущобы, общается с беднотой. Кстати, за свой подчас чересчур модный вид Альенде получил прозвище "пижон".
6. На выборах президента Чили 1970 года Сальвадор Альенде Госсенс принимает предложение возглавить блок "Народное единство". Борьба кандидатов перехлестывает через край. Американские спецслужбы пытались всеми силами дискредитировать популярного в народе политика. В 2004 году благодаря рассекреченным в США архивам стало известно, что на противодействие победе Альенде американцы потратили несколько десятков миллионов долларов.
У своего ближайшего соперника на выборах Альенде выиграет лишь 1,3 процента голосов. Судьба будущего президента Чили теперь решается в парламенте. Здесь левых поддержали христианские демократы. Так, 24 октября 1970 года 62-летний Сальвадор Альенде стал президентом Чили.
7. Альенде провел ряд экономических реформ, включая национализацию горнодобывающей отрасли, главной сферы экономики Чили. С 1971 года правительство Альенде столкнулось с беспрецедентным противодействием сначала со стороны местных олигархов и латифундистов. Затем последовало бегство капиталов из страны, бойкот американцами чилийского рынка меди, который давал основные валютные поступления в казну. Были заморожены чилийские банковские счета за границей. С 23 процентов в 1971 году всего лишь за год инфляция возрастает почти в 8 раз! Но это было только начало. В стране начались диверсии, убийства лиц, сочувствующих социалистическому правительству, демонстрации, которые организовывались внешними силами. Тем не менее, Альенде не пошел на жесткие меры, к которым его призывали сторонники.
8. Страстный оратор, чилийский президент решил рассказать о давлении на Чили извне всему миру с трибуны ООН. Выступление президента Альенде в стенах ООН в 1972 году стало одним из самых запоминающихся в истории организации. После страстного пронзительного "крика души" президента Чили, в котором он крайне эмоционально обличал международную агрессию, ведущуюся против его страны, делегаты Генассамблеи стоя аплодировали ему в течение почти десяти минут.
9. В ноябре 1972 года в состав нового правительства Чили, образованного в результате переговоров с военными, вошли трое высокопоставленных военных, что, как окажется впоследствии, станет роковым обстоятельством для правления Альенде. Страна раскалывается на два лагеря, показатель инфляции становится самым высоким в мире. Наконец, в августе 1973 года чилийского президента ждет новое потрясение. Чилийские законодатели обвиняют его во всех смертных грехах: от покровительства бандитам до введения в обучение марксистской идеологии. А вскоре повторяется классическая схема латиноамериканских переворотов. Военный путч под предводительством генерала Аугусто Пиночета, поддержанный американцами, приводит к свержению демократически избранного правительства в Чили. Сальвадор Альенде кончает жизнь самоубийством, чтобы не попасть живым в руки бунтовщиков.
10. Пронзительнее всего о последних минутах жизни Альенде сказал Фидель Кастро. Они познакомились еще в январе 1959 года, когда Альенде, будучи членом чилийского сената, посетил революционную Кубу. Фидель Кастро не верил в живучесть "бархатной" социалистической революции, по принципу которой произошла чилийская. Он был убежден, что к полной победе революции ведет только вооруженная борьба, в ходе которой на сторону повстанческих сил, постепенно и осознанно, переходит большая часть населения страны. Время показало, что Фидель был прав. Говорили, что Альенде застрелился из того самого автомата, который ему подарил Кастро. На автомате была установлена гравировка с надписью: "Сальвадору Альенде от товарища по оружию. Фидель Кастро".
Вот что писал Фидель о своем друге: "Он сражался как лев до последнего вздоха. Революционеры, сопротивлявшиеся там фашистскому нападению, рассказывали невероятные вещи о последних минутах. Версии не всегда совпадали, потому что сражения велись в разных точках дворца. Кроме того, некоторые из его самых близких сподвижников погибли или были убиты после тяжелого и неравного боя. Различие в свидетельствах заключалось в том, что одни утверждали, будто последними выстрелами он застрелил себя, чтобы не попасть в плен, а другие - что он погиб от вражеского огня. Дворец горел, атакуемый танками и самолетами, чтобы завершить переворот, считавшийся делом легким, при котором не будет сопротивления. Нет никакого противоречия между обеими формами выполнить свой долг. В наших войнах за независимость случалось не раз, когда славные бойцы, видя, что защищаться уже невозможно, лишали себя жизни, чтобы не попасть в плен".
...
Если управление страной социалистическим правительством Сальвадора Альенде часто критикуют и часто - по делу, то его самоубийство поразило всю Латинскую Америку и потрясает до сих пор. Его мученический акт 11 сентября 1973 года расценивается с высоты прошедших лет как выражение беспримерного достоинства непокоренного человека. По своему величию и символичности, поступок Альенде сравнивается с героической смертью в Боливии за 6 лет до этого великого аргентинца Че Гевары. Кстати, последний, с которым Альенде дружил, как и с Фиделем, подарил чилийцу свою книгу с надписью: "Сальвадору Альенде, с которым мы добиваемся одних и тех же целей но разными путями".
Альенде сделал то, чего не смогли другие. Все прочие латиноамериканские президенты, смещенные в результате переворотов, либо соглашались проводить переговоры, выторговывая для себя лучшую долю. Либо садились в самолет и бежали в ссылку. Сотрудничали с новыми властями и дискредитировали себя. А он предпочел уйти в вечность, не бросив своих товарищей, когда вокруг них сомкнулся круг.
Альенде не оставили в покое и после его смерти. Тело чилийского президента было захоронено в городе Винья-дель-Мар в родном для политика регионе. Семье Альенде так и не дали возможности увидеть его тело. В 1980 году гроб с останками были перенесен и погребен на центральном кладбище чилийской столицы. Пройдет 31 год. Уже с позором уйдет в небытие военная хунта. В суде всему миру предстанет дряхлый Пиночет. 23 мая 2011 года после эксгумации останков экс-президента Чили, проведенной по решению чилийских властей, выяснится, что Сальвадор Альенде действительно покончил с собой, зажав между ног автомат Калашникова и успев выстрелить в голову два раза. В гробу было обнаружено еще около тридцати пуль. Сторонники Пиночета изрешетили уже мертвое тело человека-легенды…
https://youtu.be/RtyKbnKlEPI
Соотечественники!
Наверное, это моя последняя возможность обратиться к вам: военно-воздушные силы бомбили радиостанции «Порталес» и «Корпорасьон». В моих словах не горечь, а разочарование, и они будут моральной карой тем, кто нарушил принесенную присягу: военным Чили — командующим родами войск и адмиралу Мерино, который назначил себя командующим флотом, а также господину Мендосе, генералу-подлецу, который еще вчера заявлял о своей верности и преданности правительству, а теперь тоже провозгласил себя генеральным директором корпуса карабинеров.
Перед лицом этих событий мне остается сказать трудящимся одно — я не уйду в отставку!
На этом перекрестке истории я готов заплатить жизнью за доверие народа. И я с убежденностью говорю ему, что семена, которые мы заронили в сознание тысяч и тысяч чилийцев, уже нельзя полностью уничтожить.
У них есть сила, и они могут подавить вас, но социальный процесс нельзя остановить ни силой, ни преступлением.
История принадлежит нам, и ее делают народы.
Трудящиеся моей родины!
Я хочу поблагодарить вас за верность, которую вы всегда проявляли, за доверие, оказанное вами человеку, который был лишь выразителем глубоких чаяний справедливости и который, поклявшись уважать конституцию и закон, сдержал свое слово. Это решающий момент, последний, когда я могу обратиться к вам. Но я хочу, чтобы вы извлекли урок. Иностранный капитал, империализм в союзе с реакцией создали условия для нарушения вооруженными силами традиции, верности которой их учил генерал Шнейдер[1] и которой остался верен майор Арайа[2]. Оба они стали жертвами тех социальных слоев, которые сегодня отсиживаются в своих домах, надеясь чужими руками вернуть себе власть, чтобы и дальше защищать свои барыши и привилегии.
Я обращаюсь прежде всего к простой женщине нашей страны, к крестьянке, которая верила в нас, к работнице, которая много трудилась, к матери, которая знала, что мы заботимся о ее детях.
Я обращаюсь к специалистам нашей родины, к специалистам-патриотам, к тем, кто все эти дни продолжал работать, чтобы сорвать заговор, в то время как профессиональные объединения специалистов, классовые объединения помогали заговорщикам с целью защитить преимущества, которые дал немногим капитализм.
Я обращаюсь к молодежи, к тем, кто с песней отдавал борьбе свой задор и силу духа.
Я обращаюсь к гражданину Чили — к рабочему, крестьянину, интеллигенту, к тем, кого будут преследовать, потому что в нашей стране уже давно — в покушениях террористов, в взрывах мостов, в разрушении железнодорожных линий, нефте- и газопроводов — ощущалось присутствие фашизма. С молчаливого согласия тех, кто был обязан... [3] Их будет судить история.
Наверное, радиостанцию «Магальянес» заставят замолчать, и до вас уже не дойдет твердость и спокойствие моего голоса. Это неважно. Меня будут слышать, я всегда буду рядом с вами. По крайней мере, обо мне будут помнить как о достойном человеке, который отвечал верностью на верность трудящихся.
Трудящиеся моей родины!
Я верю в Чили и в судьбу нашей страны. Другие чилийцы переживут этот мрачный и горький час, когда к власти рвется предательство. Знайте же, что не далек, близок тот день, когда вновь откроется широкая дорога, по которой пойдет достойный человек, чтобы строить лучшее общество.
Да здравствует Чили!
Да здравствует народ!
Да здравствуют трудящиеся!
Таковы мои последние слова.
И я уверен — моя гибель не будет напрасной. Я уверен, что она будет, по крайней мере, моральным уроком и наказанием вероломству, трусости и предательству.
11 сентября 1973 г.
Опубликовано: Альенде С. История принадлежит нам. Речи и статьи. 1970-1973. - М.: Политиздат, 1974. - С. 378-380.