panzer038: (Default)
[personal profile] panzer038

США и НАТО продолжают "Натиск на Восток". 21-22 января в Брюсселе состоялся саммит военного комитета НАТО. Детали мало известны широкой публике. Известны общие положения – обсуждался новый план готовности, одобренный на последнем саммите в Уэльсе, были сессии по ситуационной осведомленности и Средиземноморскому региону, прошли стратегические дебаты

Ранее в Уэльсе члены альянса договорились о Плане по повышению готовности к реагированию НАТО через укрепление военного потенциала, а также об инвестициях в современные и мобильные виды вооруженных сил. Кроме того, страны пришли к консенсусу переломить тенденцию снижения оборонных бюджетов и повысить расходы на оборону в реальном выражении ВВП - 2% в течении ближайших десяти лет.

Как указано в совместной декларации, озвученной по итогам саммита, «эти решения будут способствовать дальнейшему укреплению трансатлантической связи, повышению безопасности всех союзников и обеспечению более справедливого и сбалансированного распределения затрат и ответственности»[1].

Некоторые выводы можно сделать по результатам совместной пресс-конференции, прошедшей 22 января 2015 г.[2]. Во-первых там было заявлено, что на планируемой в феврале встрече министров обороны стран НАТО будут подведены итоги предварительных переговоров и намечен план создания новой архитектуры безопасности в Европе. Во-вторых, стало известно, что из актуальных обсуждаемых событий угрозу терроризма на Ближнем Востоке и в Северной Африке практически приравняли к кризису на Украине, приплюсовав к нему Россию. Из заявления пресс-секретаря и председателя Военного комитета НАТО капитана Термансена стало известно, что работа НАТО с Украиной продолжается, и Брюссель активно действует через пять целевых фондов, одновременно подбирая новые точки соприкосновения для военного сотрудничества. Украинскую делегацию ждут в НАТО на следующей сессии военного комитета в мае. В-третьих, было заявлено, что уже принято промежуточное решение о создании сил реагирования НАТО, состоящих из нескольких тысяч военнослужащих разных видов войск, включая силы специального назначения. Для поддержания полного спектра возможностей, необходимых для сдерживания и защиты от любой угрозы НАТО будет продолжать инвестировать в системы безопасности и обороны.

Верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе генерал Филипп Бридлав акцентировал внимание, что помимо противодействия и сдерживания угроз, которые прописаны в ст. 5 Устава НАТО было принято решение разработать варианты ответа на любой кризис, который не попадает под юрисдикцию 5 статьи и представляет как конвенциональные, так и неконвенциональные угрозы с любых направлений. Фактически это заявление о том, что НАТО стало глобальным и будет действовать за рамками своей компетенции.

Кстати, отвечая на вопрос корреспондента Reuters о ситуации на Украине, Бридлав ответил парадоксальным образом, заявив, что "мы начинаем видеть следы ПВО и радиоэлектронной борьбы, которые сопровождают прошлые передвижения российских войск на Украине ... но мы не можем в данный момент подтвердить какое-либо конкретное количество российских, дополнительных российских войск в Восточной Украине". Так были или не были российские войска? Ведь из его ответа можно вырвать любую цитату и интерпретировать в соответствующем политическом ключе, точнее в стиле СПИН – искажая и подкручивая реальные факты.

Генерал Кнуд Бартельс добавил, что в НАТО обсуждался вопрос как им действовать, но он не может сообщить прессе о возможных опциях, связанных с возможными событиями на Украине. Следовательно, было принято некое секретное решение, возможно об оказании противозаконной помощи киевскому режиму.

Вопрос от Associated Press был связан с оценкой НАТО новой российской военной доктрины, и какие действия Брюссель будет принимать на этот счет.

Тогда как Бартельс ответил уклончиво, Бридлав сказал, что "НАТО не является угрозой для России. Наша цель состоит в том, чтобы восстановить... нормы поведения между народами здесь, в Европе, которые существовали в течение многих лет, мы будем работать конструктивно по пути по восстановлению этих норм, где мы уважаем международные границы и суверенитет народов".

Здесь был бы весьма кстати дополнительный вопрос генералу Бридлаву - а как же суверенитет Югославии и Сербии, от которой с помощью НАТО оторвали Косово? Где же уважение международных границ и норм?

Впрочем, мысль Бридлава развил Верховный главнокомандующий ОВС НАТО по трансформации генералЖан-Поль Паломерос: "у нас есть своя доктрина, у нас есть собственное видение, и я думаю, что баланс сил, который мы пытаемся определить, должен быть в состоянии справиться с любым видом эволюции".

Предыдущие действия руководства НАТО помогают составить более цельную картину. Очевидно, что происходит перегруппировка сил внутри ЕС, где основная нагрузка падает на страны Восточной Европы – Польшу, Румынию и Болгарию.

Президент Румынии посетил штаб-квартиру НАТО 16 января 2015 г., где помимо обмена любезностями с Генеральным секретарем НАТО Столтенбергом подтвердил, что его страна увеличит военные расходы до 2%ВВП к 2017 г. Из других обсуждавшихся вопросов была тема Украины и Молдовы, включая кибербезопасность[3]. Вероятно, речь шла о работе румынской разведки в отношении Украины и Приднестровья (где находится российская база). Кроме того, затрагивался вопрос растущего значения восточной части НАТО, куда входит Румыния, и укрепления боеспособности и мобильности военных частей.

А 22 января генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг посетил Болгарию, где встретился с президентом и поблагодарил за участие и помощь.

Германия также активно включилась в процесс военной реформы, вынашивая планы стать не простым партнером по безопасности, но и играть ведущую роль в ЕС. С этим связан ряд предложений, который недавно выдвинул официальный Берлин. В частности, Институт по безопасности и международным делам, занимающийся разработкой внешней политики Германии, в декабре 2014 г. представил концепцию "рамочных наций"[4]. В соответствии с нею, европейские страны должны образовывать кластеры из групп малых и больших государств, которые в дальнейшем будут более тесно координировать по вопросам предоставления активов и войск на долгосрочной основе. "Рамочная нация" берет на себя инициативу по руководству таким кластером. В первую очередь она предоставляют группу с военной структурой, то есть логистику, командование и управления и т.д., а малые страны будут подключать свои специализированные возможности, например, ПВО или инженерные подразделения. Таким образом, весь кластер станет более эффективным и устойчивым, то есть, способным проводить больше комплексных операций. Кроме того, не каждая страна должна предоставлять и платить за все.

Как указано в документе, с инициативой концепции рамочных государств Германия преследует три цели: во-первых, это оправдывает обслуживание спектра своих возможностей и военных структур, сохраняющихся в соответствии с философией "ширина до глубины" недавней военной реформы. Бундесвер может вернуть ее глубину, то есть устойчивость в операциях (которая была потеряла в ходе сокращений) за счет взносов других участников. Если Германия найдет партнеров, желающих присоединиться к этому сотрудничеству, Берлин может не менять эти структуры в одностороннем порядке без политического ущерба.

Во-вторых, оборонное планирование вышло бы на новый международный уровень: теперь партнеры должны планировать более подробно, достоверно и скоординированно. Более того, государства могли бы использовать уроки, извлеченные из сотрудничества в операциях НАТО и ЕС на более систематической и долгосрочной основе. Хотя европейские государства работали вместе в течение 20 лет - в Косово и Афганистане, например, - до сих пор многочисленные процедуры, разработанные между союзниками во время многонациональных операций, крайне редко адаптировались в долгосрочных проектах для будущего развертывания. Ибо ни военные, ни политические лидеры не хотят публично признавать масштаб своей зависимости от партнеров.

В-третьих, правительство Германии увидело возможность в этой концепции предложить весьма заметную инициативу от лица своей страны на саммите НАТО в 2014 г., затмив свою репутацию союзника, заинтересованного в сохранении статус-кво.

Кстати, на недавней закрытой конференции в Германии командующий вооруженными силами США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжс заявил, что Россия через несколько лет будет способна одновременно вести три операции без дополнительной мобилизации. Под операцией он имел в виду текущий конфликт на Украине, т.к. в блоке НАТО тщательно придерживаются нарратива (и активно раскручивают его в западных СМИ), что именно Россия ведет войну с Киевом, отправляя на Донбасс военную технику, специалистов, и поддерживая повстанцев средствами. Ходжс заявил, что Россия разработала так называемую "гибридную войну", которую успешно протестировала в Крыму с помощью "маленьких зеленых человечков". И на очереди теперь страны Балтии и Грузия[5].

Ситуацию усугубляет процесс переформатирования американского присутствия в Европе.

В начале января Министерство обороны США официально заявило, что Европейское командование США закроет 15 баз в Западной Европе. При этом количество американского контингента не уменьшится. На континенте останется от 67 до 94 тысяч военных и 27 тысяч гражданского персонала[6]. Десять лет назад предполагалось снизить воинский контингент на 30 тысяч человек, но теперь, когда в качестве угрозы была выбрана Россия, Европа стала считаться не стабильным регионом, которому нужна поддержка Вашингтона. Часть баз, соответственно, перемещается на Восток. Например, База ВВС в Милденхолле (Британия) вместе с четырьмя инсталляциями по поддержке будет возвращена Лондону, а самолеты KC-135 и подразделение по спецоперациям № 352 переводятся в Германию. Модель KC-135 представляет дозаправщик, значит, по этой логике, должна возрасти и активность ВВС США на континентальной Европе.

Это не внезапный шаг, связанный с сокращением расходов, а часть продуманной стратегии. Ведь в рамках этой реформы администрация Обамы попросила и получила одобрение Конгресса для Европейской инициативы перестраховки на общую сумму $ 985 млн. для Министерства обороны США. Согласно официальным документам Пентагон будет заниматься укреплением американского присутствия в Европе на ротационной основе и заниматься обучением персонала, проведением учений и других мероприятий НАТО; реализацией проектов по улучшению инфраструктуры для поддержки увеличения военного присутствия США и других союзников в Восточной Европе; работой с активами США в Европе. Значится, что данная инициатива также позволит США создать потенциал для новых союзников, таких как Украина, Грузия и Молдова[7].

Интересно, что в то время как часть американского контингента выводится из Британии и Германии, немецкие подразделения переводятся в Польшу[8]. Аналогичные перестановки делает и Великобритания, пообещав направить в страны Балтии, а также Польшу и Болгарию до тысячи военнослужащих.

В планах США не только ротация, но и размещение в каждой стране Восточной Европы состоящей в НАТО нового контингента. Пентагон уже в марте перебросит три тысячи военных, а также 150 танков и бронемашин[9]. Это связано с убеждением, что если подразделения США будут находиться в каком-то государстве, особенно, граничащем с Россией, то Москва не будет нападать на нее. По крайней мере, так считает министр обороны Латвии Раймонд Вейонис, который «не боится России, за то благодарен 150 НАТОвцам, находящимся в его стране». Его слова цитирует издание World Affairs Journal, добавляя от себя, что может случиться неизвестно что, если там не будет американского контингента[10].

На общем фоне есть и позитивные новости из лагеря НАТО, а именно увеличение трений между членами ЕС-США и Турцией, так как Анкара отказалась предоставлять свои базы ВВС для предполагаемых операций против ИГИЛ. Эрдоган и Давутоглу имеют принципиально другую позицию, чем США в отношении бомбардировок сирийской территории. Вероятно, что помимо опасений увеличения потока беженцев с севера Сирии (в частности из Алеппо), руководство Турции имеет более взвешенный подход, поэтому и запретило использовать базу Инджирлик для любых налетов на сирийскую территорию[11].
_______________

[1] The Wales Declaration on the Transatlantic Bond, 05 Sep. 2014

http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_112985.htm?mode=pressrelease

[2] Joint press point following the 172nd NATO Chiefs of Defence meeting, 22 Jan. 2015

http://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_116738.htm

[3] ''Romania is a strong Ally'' says NATO Secretary General, 16 Jan. 2015

http://nato.int/cps/en/natohq/news_116584.htm

[4] Claudia Major and Christian Mölling, The Framework Nations Concept, SWP Comments 52, Berlin, December 2014

[6] Sandra I. Erwin, Base Closures in Europe a Preview of Future Debates Over U.S. Military Budget and Strategy, 1/10/2015 http://www.nationaldefensemagazine.org/blog/Lists/Posts/Post.aspx?ID=1709

[7] DoD Announces European Infrastructure Consolidation Actions and F-35 Basing in Europe. Release No: NR-004-15, January 08, 2015

http://www.defense.gov/Releases/Release.aspx?ReleaseID=17097

[10] Elisabeth Braw, US Reliability Depends on Europe's Contribution to NATO, WAJ, 19.01.15

http://www.worldaffairsjournal.org/blog/elisabeth-braw/us-reliability-depends-europes-contribution-nato

НАТО создает «новую архитектуру безопасности» - Информационный портал
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

panzer038: (Default)
panzer038

November 2020

M T W T F S S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 5th, 2026 03:08 am
Powered by Dreamwidth Studios